Существует даже международная ассоциация Sandplay. В своей работе в Центре реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями я использую обычно классический вариант методики. За последние один-два года появились всевозможные варианты проведения терапии, наработанные в основном эмпирически. Остановлюсь на кратком описании классического варианта методики. Уверен в том, для ее освоения требуются, скорее интуиция, терпение, уверенность и, естественно, искреннее желание помочь в чем-то пациенту (применительно к данной методике мне больше нравится термин «участник игры»), чем специальные психологические знания. Поверьте, стоит только начать, а психологической литературы разного уровня сейчас хватает. Буду рад, если кому-то этот вариант игры с песком поможет разрешить детско-родительские конфликты, уладить проблемы в семье да и просто разобраться в самом себе. Итак... Для проведения игры требуется ящик размером 50 на 70 на 10 см, наполовину заполненный песком. Дно и стенки ящика окрашены в синий цвет для имитации воды и неба, если разгрести песок, то можно «создать» озеро, реку и т.п., а за горами и холмами просматривается небо. Подготавливаются различные лопатки, совочки, вода для создания подходящего ландшафта. Необходимы также разнообразные предметы, имитирующие различные аспекты жизни (размером не выше стенок ящика): растения (травы, деревья, водоросли, семена и т.п.); животные (звери, рыбы, птицы, насекомые и т.п.); люди (похожие на реальных людей различных профессий, возраста, сказочных, мифологических); жилища и сооружения (дома, замки, палатки, шалаши, мосты и т.п.); транспорт (наземный, воздушный, подводный, реальный и сказочный); природные предметы камешки, ракушки и т.п.); емкости, зеркальца, ленточки и еще многое другое, что может обрести в сказке вторую жизнь. Всего и не перечислить! Почти два года собираю материалы, подходящие для Sandplay (их же использую при проведении сказкотерапии), а хранятся они на видном месте в открытом стеллаже в кабинете на радость всем пациентам и их родителям, видящим улыбки на лицах своих детей.
Начало игры. Перед Вами и ребенком (хотя это может быть человек любого возраста) находятся два ящика (их принято называть подносами) с сухим и влажным песком, стеллаж с игрушками, расположенными по группам. Ребенку предлагается выбрать те предметы, которые можно использовать для создания «песочной картины» в одном из подносов. Полезно записать те предметы, которые ребенок взял первыми и последними (они могут иметь особое значение). Дети ведут себя по-разному: одни некоторое время просто рассматривают песок, другие начинают играть с игрушками, третьи начинают с «построения» ландшафта, жилища… Кто-то расселяет «жителей» и выбранных . персонажей. Ваша задача – внимательно наблюдать за всеми нюансами этого процесса и по возможности фиксировать: последовательность создания ландшафта, размещение предметов, направление «взглядов» живых персонажей и т.п. Возможности для творчества много! Желательно обратить внимание на ход процесса: насколько ребенок решителен, энергичен, пассивен, тревожен, насколько большое значение он уделяет расстановке границ – заборов, оград, рек… И какие возможны пути преодоления этих преград: мосты, вертолеты, лодки и т.п. Важно обратить внимание на повторяемость любых признаков (цвет, форма, эмоции и т.п.).
Когда «картина» будет создана (признак окончания процесса – отсутствие желания что-то добавить или изменить), обратите внимание на предметы, которые ребенок не использовал. По каким-то причинам ребенок не стал помещать их в «песочный мир», однако определенную ценность они для него имеют, иначе бы он их не выбрал. Для того, чтобы пояснить, какое значение могут иметь эти предметы, ребенку предлагают: «Расскажи что-то о предметах и игрушках, которые ты поместил в песочницу». Важно записать как ребенок называет предметы, каковы взаимоотношения между ними, какие желания и мечты могут быть у персонажей и что мешает их осуществлению. Опять же желательно обратить внимание на эмоции ребенка во время рассказа. Умалчиваемые предметы могут означать или очень значимые, интимные темы, о которых с Вами он пока не может или не хочет поделиться или наоборот – малозначимые, второстепенные, на которые «не хватило времени». Можно деликатно предложить что-то рассказать об этих предметах если Вы чувствуете, что не «спугнете» эту тему. Я предпочитаю ждать до следующих сеансов, так как часто вопрос касается очень личного и затрагивает глубинные фиксации, которые не всегда целесообразно сразу извлекать наружу. При недостаточной готовности терапевта есть вероятность того, что у ребенка произойдет «сбой» в системе защитных механизмов и то, что «вылезет» из подсознания трудно будет «затолкать» назад. По своему опыту знаю, что иногда лучше подождать с расспросами.
После описания песочной картины можно предложить что-либо рассказать о себе. При описании предметов и персонажей важно почувствовать и ощутить связь, параллель с внешней жизнью ребенка: взаимоотношения со сверстниками, родственниками, педагогами, другими людьми. Дело в том, что при игре с песком (как и в сказкотерапии) задействован психологический механизм проекции, иными словами, существует психологическая связь между реальными людьми и героями (например, главный герой как правило – сам ребенок). Если ребенок ничего не хочет рассказывать, не стоит искусственно настаивать на разговоре. Важнее, чтобы у него возникло и осталось желание в следующий раз прийти к Вам. Можно спросить: «Что тебе понравилось сегодня? Что было интересно, приятно?». Важный принцип – отделять повторяемость, стереотипы, сформированные культурой и обществом. После беседы полезно сфотографировать поднос (иногда с согласия родителей ребенка я пользуюсь видеокамерой). Фотографии помогут (почти всегда) увидеть и понять особенности личности ребенка, его привычки, которые мешают ему жить и потенциалы, помогающие справиться с трудностями. Когда ребенок покинет кабинет, класс можно еще раз внимательно посмотреть на поднос, записать мысли и впечатления от встречи, разложить все предметы по своим местам и разровняв песок. Разбирать картину при ребенке нельзя, так как это может восприниматься им как психологическое насилие и разрушение.
В чем смысл, развивающий и коррекционный эффект этих занятий? Выделяют осознаваемую часть психики, влияние которой на наше поведение понятно и предсказуемо и неосознаваемую часть, менее предсказуемую и контролируемую, но значительно влияющую на поведение, желания, эмоции. Когда ребенок рождается, у него уже существуют некоторые механизмы и способы взаимодействия с окружающим миром. Они постепенно совершенствуются и развиваются, на что особое влияние оказывает стиль взаимодействия с людьми, которые находятся рядом с ним., осуществляют уход и являются первыми посредниками между окружающим миром и психикой ребенка. После рождения ребенок воспринимает мир как хаос. После «блаженного» состояния в утробе и после процесса родов, дающих ребенку немало новых впечатлений, важно постепенно формировать у него чувство стабильности, определенности, базового доверия к окружающему миру, которое во взрослом состоянии переживается как чувство уверенности в своих силах. В случае плохого контакта первых посредников с ребенком, базовое доверие формируется искаженно, в результате - остается внутренний хаос, нестабильность, что проявляется в страхах, неуверенности в себе, пессимистическом отношении к миру. У каждого человека в жизни возникают ситуации, в которых он чувствует себя неуверенно, тревожно. Проявляются эти чувства более сильно в ситуациях более неопределенных, незнакомых, непривычных (например, когда ребенок начинает ходить в детский сад). Тогда очень важно чтобы в первое время рядом с ним был человек, к которому он всегда мог бы обратиться за помощью. Часто помогает сохранить чувство уверенности какая-то вещь или игрушка, принесенная из «Дома» – такого места, в котором человек чувствует себя комфортно и защищенно. Такие предметы часто бывают и у взрослых (талисманы, камни, произведения искусства, поговорки и т.п.). В игре тревога, обусловленная базальным недоверием, проявляется в зажатости, скованности поведения и большом количестве мышечных зажимов. На подносе это видно по хаотичному расположению предметов и персонажей и в беспорядочном их взаимодействии. Иногда предметы просто оказываются сваленными в кучу.
Какими бы неожиданными ни получились результаты игры (например, что-то новое узнали о себе или о Вашем ребенке), пробовать стоит. Даже, точнее, не попробовать, а просто отложить другие дела и поиграть с ребенком. Игра с песком – замечательная возможность побыть рядом с ним. Детской психиатрией я занимаюсь с 1991 года. В беседе с маленьким пациентом один на один часто слышу то, о чем ребенок своим родителям никогда не говорит. И о том, что он от них ждет. И о том, что их любит. Ему часто не хватает общения с Вами, но он не знает, как это общение сделать постоянным и длительным. И ждет. Ждет, что с ним рядышком посидят и вместе с ним порисуют, вместе что-то слепят из пластилина, вместе, наконец, «покопаются» в песке…
Леонид Горбунов
[email protected]