Жизнь с детьми может быть очень непростой! Каждое утро я говорила себе: «Сегодня все будет по-другому!» и все равно каждое утро повторяло предыдущее. «Ты положила ей больше, чем мне!", "Эта овсянка выглядит как размазня...», «Это розовая майка. Я хочу голубую майку», «Он ударил меня!», «Я вообще не прикасался к нему!», «Я не пойду в свою комнату. Ты мне не начальник!»»
Методы, используемые с детьми
Давайте сначала посмотрим на некоторые широко используемые методы, которые взрослые применяют для взаимодействия с детьми.
1. Осуждение и обвинение «Опять ты …, ты можешь не …, сколько раз надо…»
2. Ругань «Посмотри, как ты ешь! Ты отвратителен!»
3. Угрозы «Еще раз и получишь…»
4. Приказы «Я хочу, что бы ты…»
5. Нотации и морализаторство «Ты думаешь ты хорошо поступил? Тебе надо быть повоспитаннее. Ведь ты не хотел бы, чтобы так же поступали и с тобой…»
6. Предупреждение «Не залезай сюда – ты можешь упасть».
7. Мученические высказывания «Видите эти седые волосы – это из-за вас!»
8. Сравнения «Почему ты не можешь быть таким, как…»
9. Сарказм «Ты оставила чашку с водой посреди комнаты – блестящее решение!
10. Пророчества «Увидишь, никто не захочет с тобой дружить!»
Учимся взаимодействовать
Все эти высказывания оставляют ребенка с плохими чувствам и неприятны ему. Чтобы добиться взаимодействия есть альтернатива:
1. Описывайте, что вы видите, или описывайте проблему
ВМЕСТО: «Сколько раз тебе надо говорить мыть руки?» СКАЖИТЕ: «Я вижу мальчика с грязными руками». ВМЕСТО: «Сколько раз тебе говорить, чтобы ты выключал свет в ванной. СКАЖИТЕ: «В ванной горит свет».
2. Предоставляйте информацию
ВМЕСТО: «Если еще раз увижу, что ты рисуешь на стене – я тебя отшлепаю!» СКАЖИТЕ «Стены существуют не для того, чтобы на них рисовали. Рисовать надо на бумаге».) ВМЕСТО: «Кто пил молоко и не убрал бутылку в холодильник?» СКАЖИТЕ «Дети, молоко скиснет, если его не убрать в холодильник»
3. Скажите одним словом
ВМЕСТО: «Сколько раз повторять, что пора ложиться спать. А вы все продолжаете играть». СКАЖИТЕ: «Дети, спать!» ВМЕСТО: «Иди кушать, сколько можно тебя ждать. Суп уже остыл» СКАЖИТЕ: «Кушать!»
4. Говорите о своих чувствах
ВМЕСТО: «Не кричи, ты не выносим!» СКАЖИТЕ: «Я не люблю, когда на меня кричат». ВМЕСТО: «Ты никогда не убираешь за собой игрушки!» СКАЖИТЕ: «Меня беспокоит, когда игрушки разбросаны по полу – я могу на них наступить».
5. Пишите записки или рисуйте плакаты
ВМЕСТО того, чтобы заставлять ребенка мыть руки, складывать одежду и т.п. можно написать или нарисовать записку: «Сложи меня. Твоя одежда». Нарисуйте плакат на тему «Чистые руки».
Эти навыки с терпеливым искренним участием могут на первое время показаться бесполезными. То, что вы не можете достичь в первое время, не означает, что надо возвращаться к старым способам воспитания. Если у вас при этом возникает раздражение и вы злитесь можно сказать громче или написать записку по этому поводу. Обращайтесь к продвинутым навыкам, включив осознание ребенком существующей проблем (т.е. повысить его ответственность за существующую проблему, а не брать её на себя).
Отвращение во взгляде родителя или презрительный тон могут глубоко ранить ребенка и словесное выражение о его неаккуратности, безответственности вдвойне его травмирует. Лучше родителю сурово сказать о проблеме, чем переходить к насилию. Учитывайте возраст и способности ребенка, а так же имеет ли смысл ваша просьба и насколько она обоснована.
По книге Адель Фабер и Элейн Мазшиш «Как говорить, чтобы дети слушали , и как слушать. Чтобы дети говорили».
Адель Фабер и Элейн Мазшиш – самые известные в мире специалисты по общению с детьми, авторы книги, впервые опубликованной в 1980 и переведенной на 24 языка.
Источник: http://shkola7gnomov.ru
Фото shutterstock.com