Самые важные три года
В конце 60-х в Японии президент фирмы "Сони" Масару Ибука создал Ассоциацию раннего развития и написал ставшую бестселлером книгу "После трех уже поздно", предложив мамам самим взяться за обучение своих малышей. Ведь ключ к развитию способностей ребенка - это его личный опыт познания в первые три года жизни.
Многие мамы начали учить детей читать, давали им скрипку, знакомили с иностранными языками гораздо раньше, чем это было принято. Вы можете поставить пятимесячному младенцу кассету с музыкой Бетховена, годовалому дать кубики с буквами, двухлетнему - глобус. Спустя какое-то время вы с удивлением обнаружите, что малыш уже знает буквы и ориентируется в континентах.
Создайте среду
Итальянский врач и педагог Мария Монтессори создала прекрасную методику развития маленьких детей. В ребенке есть богатейшие возможности самообучения и самовоспитания. Задача взрослых, по мнению Монтессори, - помочь детям в реализации их индивидуальности. А сделать это можно, специальным образом организовав окружающую ребенка среду, предоставив ему интересные и полезные материалы для работы и реальную свободу выбора. Эта замечательная методика приживается не только в садах и школах, но и дома. Например, среди монтессори-материалов есть замечательные таблички с "шершавыми" прописными буквами. Малыш многократно обводит пальчиком эту приятную на ощупь буковку, и совсем скоро рука "запоминает" начертание буквы (срабатывает так называемая мускульная память). Неудивительно, что потом ему не приходится мучиться со школьными прописями. Аналогичные карточки вполне можно сделать самим на обычные листы цветного картона наклейте вырезанные из бархатной бумаги крупные строчные буквы, и вот уже готов ваш "шершавый алфавит". Возьмите ручку малыша и покажите, как правильно вторым и третьим пальчиками провести по букве. Повторите это движение несколько раз, и скоро малыш будет справляться сам. Постепенно вводите новые буквы. Многие дети за год выучиваются писать и читать одновременно.
Еще один принцип монтессори-метода - организация "хозяйственной" зоны, где малыши могут постирать платочек, помыть чашку, перебрать фасоль, отсортировав белую от красной (тренируется мелкая моторика пальцев, наблюдательность, точность движений). Представляете, сколько возможностей для такой работы дома? Главное, не мешать ребенку проявлять инициативу и первое время вытирать разлитую воду или рассыпанную крупу. Если вы решили использовать элементы этой методики дома, вам поможет книга "Упражнения с монтессори-материалом" (Рига-Москва, "Эксперимент", 1998).
Дети жаждут знаний
В Америке вот уже несколько десятилетий работает Институт развития человеческого потенциала, куда на обучающие семинары съезжаются мамы со всего мира. Глен Доман, руководитель института, предлагает им методику, которая помогает наиболее полно раскрыть заложенные в каждом малыше способности. Чтение, математика, иностранные языки, основы исторических и географических знаний - все это вполне доступно малышам, более того, они жаждут этих знаний.
Глен Доман предлагает давать детям только факты, а уж правила они сами выведут. Слова, цифры, картинки являются фактами, особенно если они точны, отчетливы и, конечно, истинны. Большинство фактов может быть представлено в виде картинки, наклеенной на крупную карточку квадратной формы. Такая карточка может изображать слово, животное, насекомое или произведение искусства. Начинать можно уже с года. Кто-то делает это раньше, кто-то позже. Но важнее всего последовательность и регулярность занятий плюс хорошее настроение.
Берете лист белого картона, вырезаете из него полосы размером 10х50 см и большим красным фломастером пишете слово "МАМА". Первых слов нужно всего 15, и пусть они будут хорошо знакомыми малышу (мама, папа, имена членов семьи). Выбрав время, когда ребенок сыт и бодр, покажите ему карточки: "Это означает "мама". Ребенок смотрит на карточку не более секунды. После пяти слов похвалите его. Вот и все занятие. В течение дня нужно повторить его несколько раз. Дальше вы будете добавлять новые слова, затем наборы слов. Потом перейдете к словосочетаниям и предложениям. Завершающим этапом будет создание книжки для вашего ребенка. Занятия должны быть увлекательны: малыш учится, лишь когда ему весело и интересно.
Конечно, быть сторонником этого метода трудоемко - нужно постоянно что-то вырезать, клеить, а потом с энтузиазмом предлагать ребенку. Но, оказывается, таких увлеченных мамочек не так уж и мало. Из книги Г.Домана "Как развить интеллект ребенка" (Москва, "Аквариум", 2000) вы узнаете, как проводить занятия с малышом.
Идем с опережением
Одним из самых известных идеологов раннего развития в России был Б.П.Никитин. Опыт семьи Никитиных дал толчок новому течению "сознательного родительства", их книги и интеллектуальные игры известны во многих странах. Создать в своей семье обстановку, опережающую развитие ребенка не сложно. Самые разнообразные книги и карты, спортивные снаряды (кольца, турник, канат), строительные материалы: кубики, кирпичики, измерительные приборы, развивающие игры, побуждающие к решению трудных творческих задач (например, известные никитинские наборы кубиков "Сложи узор" и "Сложи квадрат"), - все это поможет крохе познавать мир. Не забывайте о свободе выбора ребенком занятий и будьте готовы многое делать не вместо него, а вместе с ним. В книге Б.П.Никитина "Интеллектуальные игры" (Москва, "ЛИСТ", 1998) описаны игры и пособия для занятий в домашних условиях.
Звенящие кубики
Среди наиболее популярных развивающих методик последних лет одно из первых мест в рейтинге наверняка займут "Кубики Зайцева". Это не совсем обычные кубики: во-первых, на них написаны не буквы, а слоги (вернее, склады), во-вторых, кубики "живые", они наполнены самым разным материалом - пивными крышечками, деревяшками, бумагой. Безо всяких терминов малыши знакомятся с понятиями "глухой", "звонкий", "твердый", "мягкий". На занятиях дети полностью раскрепощены: они поют, прыгают, хлопают в ладоши… и как-то между прочим начинают читать. Так же, играючи, малыши знакомятся и с математиков благодаря специальным таблицам, по которым легко выполнить любое арифметическое действие.
Вы можете приобрести комплект пособий, прослушать семинар, собрать кубики (лучше вместе с ребенком) и начинать веселые занятия. Подробные рекомендации по методике даны в книге Н.А. Зайцева "Письмо. Чтение. Счет" (СПб., "Лань", 1997). Занятия походят на игру: попросите малыша принести любой понравившийся ему кубик. Когда он прибежит к вам, "пропойте" кубик, переворачивая его в ладошке ребенка: "Ма-мо-му-мы-мэ". Потом возьмите другой кубик: "Ша-шо-шу-шы-шэ". Первый громко и весело звенел, а во втором что-то глухо постукивало. Интересно! А теперь поставьте эти два кубика рядом, правильно подобрав грани: "Ой, смотри, твое имя получилось - МАША!" Занимаясь таким образом по десять-пятнадцать минут в день с кубиками и таблицами, даже двухлетние малыши быстро схватывают принцип складового чтения.
sweetmama