Но есть и другая — наша, родительская сторона. У нас все меньше возможностей общаться со своими детьми, учить их не словами, а по-настоящему — примером. Воспитывать, деля повседневные житейские заботы. И это действительно серьезная проблема. Сейчас у каждого члена семьи свой жизненный круг, в котором он вращается, не имея зачастую возможности приблизиться к траектории другого. У отца — работа, баня, футбол-хоккей, у матери — работа, кухня, магазины, у ребенка — школа, двор, секция и т. д.
Общие семейные интересы все чаще возникают лишь в сфере досуга — такова городская жизнь. И надо стараться использовать все нещедрые ресурсы свободного времени, чтобы не утратить контакта с детьми, сохранить общность семьи. Для этого стоит, отбросив приобретенную с годами «солидность», снова спуститься во двор, вспомнить радость движения и игры, насладиться семейным единством.
Здесь родители смогут оценить характер и физические возможности ребенка, без пустых нотаций поделиться своими взглядами и знаниями, прививать честность и тактичность в игре и жизни, побуждать его к самостоятельности, развивать волевые качества.
Урбанистический характер нынешнего досуга породил целую индустрию по производству всего того, что катится, прыгает, скользит, скачет и едет по асфальту. Что можно рекомендовать в семейный арсенал? Минимум два складных велосипеда для дальних прогулок и поездок в магазины, роликовую доску для интенсивных тренировок, развлечений и трюков, педальный карт для закрепления у дошкольника правил уличного движения, роликовые коньки для прогулок и игр — в общем, что угодно, если есть место для хранения, время для катания и интерес к нему. Чем богаче арсенал, тем больше возможностей совмещать разные запросы членов семьи, правильно дозировать физическую нагрузку.
Представим себе картину: двухлетний малыш изо всех сил крутит педали трехколесного велосипеда, рядом уныло тащится молодой папаша, попыхивая сигаретой. А поставьте его на роликовую доску (без сигареты, разумеется) и ему придется так же «выкладываться», как и сыну. Сразу появятся и азарт, и радость, и общность цели. Оба придут с прогулки с румянцем и хорошим настроением.
Для мамы здесь кстати будут роликовые коньки. Для ребенка пяти-восьми лет — педальный карт. В этом возрасте ему под силу уже тянуть кого-то из родителей на буксире. Чтобы он почувствовал себя сильным и равноправным партнером в игре, отец может, догоняя его на лыжероллерах, скейте или роликовых коньках, зацепиться за заднюю ось карта деревянным или проволочным крюком. А когда водитель устанет, позиции следует переменить и буксировать его самого, ухватившись за передний «мост» машины. Такого рода поездки не обязательно совершать только во дворе. На выходной день можно спланировать целое путешествие: по набережной, в парк, в городской центр, с остановками у открытых кафе, на летних эстрадах. По пути можно оказаться на концерте, на спортивном состязании, на выставке собак и на конкурсе рисунка на асфальте. Такая поездка с ее чередованием впечатлений, богатством информации, насыщенностью событиями ни в какое сравнение не идет с тривиальным маршрутом, проделанным на общественном транспорте с привычной давкой, неподвижностью, раздражением и нервным накалом.
Конечно, составление «карты» путешествия по городу — задача не из легких. Тротуары главных магистралей не годятся: загазованность и запыленность воздуха, особенно в приземном слое, делают его опасным для интенсивно работающих легких.
В районах современной жилой застройки обычно существуют подъездные дороги, параллельные главным магистралям. Ими можно пользоваться в то время, когда нет завоза товаров в магазины, а основная масса водителей личных машин находится на работе. Но еще удачнее — маршруты по внутриквартальным дорогам, бульварам, парковым аллеям, бестранспортным зонам.
Для того чтобы ориентироваться в паутине тихих улочек, проездов, проходных дворов и зеленых коридоров, нужно, безусловно, перед этим хорошо походить (или лучше поездить на велосипеде) и закрепить полученную информацию на плане города. К работе следует привлечь ребенка-школьника, ведь школьные сведения по ориентированию на местности по замшелым пням и муравейникам для повседневной жизни юного горожанина ничего не дают, отсюда и наша общая беспомощность в топографии не только своего города, но даже своего квартала (если даже и знаем, как туда пройти, то объяснить, указать ориентиры толком не можем).
Еще один важный момент. За всем этим колесным и роликовым хозяйством нужен уход: в подшипниках не должно быть грязи и песка: все, что вращается, требует смазки; все, что вибрирует, нужно периодически подтягивать и закручивать. А это предоставляет большой простор для трудового воспитания, дает случай разделить с сыном настоящие мужские заботы. Роликовая доска стала самым популярным снарядом уличного спорта 80-х годов, средством самоутверждения и ядром общения подростков. Между тем ее возможности для семейного досуга еще мало используются. Нас ждет здесь много открытий — и не только в области воспитания культуры движения, укрепления физического здоровья, но и в сфере психологии семейных отношений, создания взаимопонимания, сплоченности и слаженности семейного коллектива.
Уже годовалый ребенок проявляет интерес к скейту: ему нравится наблюдать за пируэтами папы и мамы. Не удовлетворяясь этим, он пытается и сам забраться на доску, возится с ней, как с обычной игрушечной машиной. Порадуйте малыша, повозите его немного на скейте, придерживая под мышки.
В два-три года ваш наследник уже твердо стоит на асфальте, хорошо бегает и обожает взаимные погони-нападения. В тихой парковой аллее вы можете настигать его на роликовой доске, подхватывать за поднятые руки, ставить на доску лицом от себя так, чтобы его ноги были расставлены параллельно вашим ступням. Провезите его по прямой, не делая резких движений, затем высадите, и пусть теперь уже он сам догоняет вас или устраивает засаду.
Когда он немного утихомирится и устанет, остановитесь, не сходя с доски у опоры (скамейки, дерева, перил), и усадите ребенка на корточки между своими ногами так, чтобы он обхватил их руками. С какого возраста начинать это упражнение — решайте сами. Безопасность ребенка зависит от того, насколько крепко он держится, так что вы должны быть уверены в его осторожности.
Ребенок младшего школьного возраста уже способен сам (под вашим наблюдением, разумеется) кататься с пологих спусков. Он подрос, и теперь вам не нужно нести доску в руках через людные места, добираясь к удобному пригорку. Достаточно слегка подталкивать ребенка, стоящего на доске и направляющего ее ход по вашей команде, нажимая то на носки, то на пятки.
И однако 7 — 8-летний ребенок еще достаточно мал, чтобы вы без особых усилий катались на доске вместе с ним не только по ровному месту, но и в гору. Для этого сначала научитесь трогаться с места: вы ставите ногу над осью передую ногу на заднюю площадку скейта. После нескольких поездок ребенок без труда на ходу запрыгнет на скейтборд, если, конечно, вы двигаетесь не быстро.
В двенадцать лет ваш ребенок уже будет прекрасно обходиться без вас, проделывая на доске такие трюки, какие вам уже исполнить не под силу. И все-таки попробуйте синхронно покататься на одной доске. Исходное положение обоих одинаково, но ваш сын стоит ближе к переднему краю (если он легче вас). У каждого свободна одна рука для поддержания равновесия, а другой вы держите сына под мышки, он вас — за талию. Способ довольно сложен, но красив и интересен, он требует слаженности движений и полного единства партнеров.
Когда в своем узком семейном кругу вы освоите все хитрости роликов и колес, вам, возможно, захочется помериться силами с другими семьями. Ристалищем для нескольких семейных троек может служить опустевший школьный двор, асфальтированная спортивная площадка, автостоянка учреждения или предприятия после рабочего дня и так далее. Но лучше всего для этой цели подойдет специальный городок безопасности движения — в разных городах их становится все больше.
Оборудование берите походное: теннисные мячи, воздушные шары, пластмассовые кубики, кегли, веревку, корзинку, мел.
Эстафета «Зиме навстречу»
Через каждые 5 — б метров ставятся 4 цветных кубика (кегли), за ними корзинка с тремя теннисными мячами. Еще через 10 метров подвешиваются на веревке 3 воздушных шара на высоте 1,3 метра, затем через 5 — б метров кладется последний кубик. Такая дистанция оборудуется для каждой семейной команды.
Все члены семейных троек, начиная с пап, проходят на роликовых лыжах вдоль кубиков по прямой до корзины, берут из нее мячик и бросают по воздушному шару. За попадание — дополнительное очко. Возвращение с огибанием последнего кубика.
Пока дистанцию проходят мама и сын (дочь), папа надевает роликовые коньки. Маршрут второго этапа проходит змейкой между кубиками. Под шарами нужно проехать, присев или согнувшись, если шар покачнется — штрафное очко. Обогнув последний кубик, папа возвращается по прямой и берет «на буксир» маму. Та следует за ним (тоже на роликовых коньках), положив ему руки на пояс. Пара проходит всю дистанцию аналогично. Затем к ним присоединяется ребенок, вся тройка объезжает кубики змейкой, проезжает под шарами и возвращается по прямой. Победа в эстафете приносит 3 очка плюс-минус дополнительные, ничья — 2, участие — 1.
Эстафета «Скейт для всех»
Положение кубиков менять не нужно, достаточно снять шары. Вначале папы обходят все кубики, делая петлю вокруг каждого; возвращаются змейкой. Папа и мама, взявшись за руки, проходят дистанцию каждый на своем скейте, оставляя кубики между собой. Возвращаются змейкой один впереди другого.
На третьем этапе к папе на доску запрыгивает ребенок и держится руками за пояс. Двигаются змейкой туда и обратно. Затем так же, но сама, проходит мама. Вернувшись, не сходя с доски, она разворачивается и берет на буксир ребенка, который стоит на другой роликовой доске. Тянет его по прямой, двигаясь по левую сторону кубиков, затем возвращается назад — по правую.
Игра «Скейтбол»
Мелом обозначается поле 10Х 20 метров, ворота шириной 2 метра выставляются из кубиков на противоположных сторонах поля.
Папы и мамы на роликовых досках раскатывают по полю, дети в воротах на роликовых коньках. Мячик или маленький кубик бьют краем доски или роликами при резком развороте. Он выполняется так: ноги расставлены по краям доски, вес тела приходится на толчковую ногу; когда доска опирается только на задние ролики, передние на секунду отрываются от земли, и в это время доска энергично разворачивается и бьет по мячу.
Детская часть этих игр рассчитана на ребенка б — 10 лет. Может быть, целиком всю программу провести вам не удастся — это не так важно. На ее основе вы сможете составить другие, исходя из своих возможностей и пристрастий. Главное, чтобы игра была простой, логичной и увлекала всех участников.
Источник: www.sportfamily.ru
Фото shutterstock.com