Достаточно часто трудности ребенка берут начало еще в младенчестве (от рождения до года). Общеизвестно, что наиболее значимым фактором нормального развития личности младенца является общение с матерью и дефицит общения может привести к различному роду нарушениям развития ребенка.
Эмоциональная холодность. Мать и дитя – это не только физиологический симбиоз, но и симбиоз любви, нежности и тепла. И женщины, сами того не осознавая, обрывают нить, связывающую мать и дитя, тем самым, нарушая законы природы. И, таким образом, потребности в кормлении, телесном контакте и эмоциональном отклике остаются неудовлетворенными.
При грудном вскармливании малыш получает то, что ему необходимо для развития – телесный контакт, пища, внимание. Недостаток любви в ранние годы жизни приводит к “незавершенности” и эмоциональной недоразвитости человека.
Наша культура расщепляет единое существование тела и ума, отдавая предпочтение последнему, и принижая значение первого. Тот факт, что женщины отказываются от кормления грудью, порождает возникновение различных нарушений в развитии ребенка.
Жесткий тон, холодный взгляд, резкое замечание отражается на психике ребенка, малыш чутко улавливает нелюбовь матери, которую мать даже не осознает.
Новорожденный, существо больше физиологическое, и просто реагирует удовольствием на удовлетворение потребностей, и страданием на отрицание их. Человек, испытавший чувство отторжения в раннем детстве, когда было подорвано чувство безопасности, будет компенсировать полученный в прошлом болезненный опыт.
Хроническая недостаточность заботы о ребенке и неправильная организация стимуляции ведут к самой серьезной из всех психосоматических патологий – эмоциональной бедности ребенка.
Частые предпосылки недостаточной привязанности – это прерывность отношений, повторяющиеся разлуки, плохой присмотр, неоправданные госпитализации, а также «внутрисемейный госпитализм», чисто формальная связь с матерью, неспособной воспитать свое дитя. Дети расплачиваются функциональными патологиями – колики, нарушения сна, спастический плач.
Однако помимо дефицита общения можно выделить и другие, менее очевидные типы взаимодействия матери с младенцем, неблагоприятно сказывающиеся на его психологическом здоровье. Так, дефициту общения противоположна патология переизбытка общения, приводящая к перевозбуждению и сверхстимуляции ребенка.
Перевозбуждение и сверхстимуляция ребенка могут наблюдаться в случае материнской гиперопеки с отстранением отца, когда ребенок играет роль «эмоционального костыля матери» и находится с ней в симбиотической связи. Такая мать постоянно пребывает с ребенком, не оставляет его ни на минуту, потому что ей хорошо с ним, потому что без ребенка она чувствует пустоту и одиночество.
Другой вариант - непрерывное возбуждение, избирательно направленное на одну из функциональных сфер: питание или опорожнение кишечника. Как правило, этот вариант взаимодействия реализует тревожная мать, которую безумно беспокоит, доел ли ребенок положенные граммы молока, регулярно ли и как опорожнил кишечник. Такое поведение матери способствует возникновению таких расстройств, как анорексия, запор и др.
Следующий вид патологических взаимоотношений - т. е. структурная неорганизованность, неупорядоченность, прерывность, анархия жизненных ритмов ребенка. В первом полугодии появляются безразличие, слабость общения, апатия. Во втором полугодии может проявиться задержка развития в целом или одной из ее частей – моторике, речи, апатия или, напротив, возбуждение, нестабильность, непоседливость.
И последний вид — это формальное общение, т.е. общение, лишенное эротизированных проявлений, необходимых для нормального развития ребенка. Этот вид может реализовать мать, стремящаяся полностью построить уход за ребенком по книгам, советам врача, или же мать, находящаяся рядом с ребенком, но по тем или иным причинам (например, конфликты с отцом) эмоционально не включенная в процесс ухода.
Нарушения взаимодействия ребенка с матерью может привести к формированию таких негативных личностных образований, как тревожная привязанность и недоверие к окружающему миру, вместо нормальной привязанности и базового доверия.
Следует отметить, что эти негативные образования имеют устойчивый характер, сохраняются до младшего школьного возраста и далее, однако в процессе развития ребенка приобретают различные формы, «окрашенные» возрастом и индивидуальными особенностями. В качестве примеров актуализации тревожной привязанности в младшем школьном возрасте можно назвать повышенную зависимость от оценок взрослых, стремление делать уроки только с мамой. А недоверие к окружающему миру нередко проявляется у младших школьников как деструктивная агрессивность или сильные немотивированные страхи, причем и то и другое, как правило, сочетается с повышенной тревожностью.
Качественные и количественные нарушения привязанности влияют на всю эмоциональную организацию и вредят построению психосоматических защитных механизмов в настоящем, а иногда и в будущем.
Как отмечают многие авторы, именно с помощью психосоматических симптомов (желудочных колик, нарушения сна и т. п.) ребенок сообщает о том, что материнская функция выполняется неудовлетворительно. Вследствие пластичности психики ребенка возможно его полное освобождение от психосоматических нарушений, но не исключен вариант и непрерывности соматической патологии с раннего детства до зрелого возраста. С сохранением психосоматического языка реагирования у некоторых младших школьников нередко приходится встречаться психологу.
animaterra.narod.ru
эмоции-почтой