Начнем с самого начала. В чем психологическая суть «гадкого утенка», чем он не устраивает родителей?
«Гадкий утенок» - это дикая, природная стихия растущего человечка. Ребенок не такой, как мы – взрослые. Он удивляет нас своей и похожестью, и непохожестью. Вроде бы плавает, как я – думает «мать-утка», но в то же время – почему такой неуклюжий? Непорядок. И «соседки- курочки» смотрят подозрительно, почему он тебя не слушается…
«Мать-утка» сначала защищает свое дитя, а потом объединяется с «курочками и индюшками», замечает изъяны «утенка» и отвергает его. С раннего детства объясняют ему, что у него не так: и лопатку с ведерком не умеет держать, и велосипед-то освоить не может. «Поставь ноги на педали, крути руль, смотри вперед. Господи, вон Ваня у соседки рулит во всю, а мой…», «все дети, как дети, а у меня…» Ребенка «мамочка –утка» начинает приручать, приучать, твердя, что мозги набекрень, что не такой, как все и т.п.
У ребенка перед глазами только одно зеркало – это его родители. И он еще не знает, что зеркала бывают разными, в том числе и кривые. Поэтому «утенок» верит этому зеркалу, и в конечном итоге убеждается в своем изъяне. Ребенок чувствует себя «гадким», ненужным и слабым. «Родители- утки» считают, что их рвение по воспитанию достойного гражданина «утиного двора», правильно. Их самих так воспитывали, просто они забыли, что их дикая природа была укрощена давлением семейных ценностей: не перечь старшим и т.п. Правильный, не «гадкий утенок», – удобный ребенок.
Поговорим о «мамах- утках».
Если мать стоит перед выбором, что важнее для нее: непохожесть ребенка на других, его неповторимость, или мнение «двора» и система ценностей, привитая ее родителями, то такая ситуация наносит ущерб безопасности матери, ее устойчивости в этом мире. Выбор у нее один – переделать ребенка, т.е. уберечь его и себя от нападок «деревни». «Утиный двор» настаивает на послушании и соответствии общепринятым нормам. Мать, зависшая в состоянии выбора, в результате получает послушное дитя. Но при этом, «утенок» – слабая личность: он легко уступает, ему трудно сказать «нет», боится настоять на своем и т.д.
Если мать уступает требованиям «деревни» и изгоняет ребенка из своего сердца, то это психологически сломленная мать. Ярким примером является гордость матерей, отдающих своих «утят» в суворовские училища. Или со слезами умиления отправляющих на службу в армию неоперившихся «утят». Так требует «утиный двор». Другим примером является еще до сих пор живущее мнение, что если женщина забеременела без мужа – позор. Благополучие зависит от того, жениться «отец- селезень» или нет. Само человеческое существо не имеет никакого значения перед мнением, что скажет «утиный двор».
Ребенок, воспитанный такой матерью, когда оказывается в ситуации выбора, всегда оказывается загнанным в тупик, для него выбор- это выбор между жизнью и смертью.
Если мама-утка – слабая личность, и сама когда-то оказалась брошенной и непонятой, то мы видим ее незрелость, она не верит в то, что ее могут любить. Она не верит в то, что ее любит собственный ребенок. Детеныш у нее вырастает мечтателем, оторванным от реальности, неспособным прогнозировать свое будущее.
«В сказке - ложь, да в ней – намек…»
Растущее поколение всегда вызывало тревогу и озабоченность родителей. Самое главное, что переделывать начинают именно то, что требует душа ребенка: творческое и спонтанное начало. В результате у детеныша сложный выбор: или загнать свою природу так глубоко, что доступ туда будет прекращен на долгие времена, или пуститься в путь в поисках понимания. И вот тут-то на его пути могут встретиться много неприятностей.
Детеныш хочет любви и понимания, а родителям нужен покой и уверенность в завтрашнем дне. Даже, если у ребенка и в мыслях нет желания противостоять и расстраивать родителей – они все равно огорчаются, «родители-утки» хотят постоянства, а разве может принести покой растущий живой организм?
Если ребенок ушел «скитаться», искать понимания среди чужих, то этот поиск любви, к сожалению, может заканчиваться плачевно. Выбираются не те средства: наркотики и т.д.
Поэтому родителям необходимо с уважением относиться к талантам, и ограничениям ребенка. Необходимо знать правду о сложившейся ситуации.
Необходимо двигаться вперед, не бояться открыть друг другу чувства, и не надо стремиться изо всех сил, быть хорошими. Понимание начинается тогда, когда каждый может признать свою непохожесть, когда ощущение внутренней свободы легко передается другому. Надо развивать в себе проницательность, интуицию. Понимание себя и своего ребенка всегда дает шанс попасть в светлое будущее.
Если люди не похожи друг на друга, это не значит, что другой – это изгой. Мать должна помочь своему «утенку» раскрыть его дарования, это метод проб и ошибок, как для матери, так и для ребенка. Человек, обретая веру в себя, и находя себе подобных, приобретает жизненную силу.
Найти себя и свою принадлежность путем трудного поиска – не это ли свершает взрослый человек в течение жизни, почему же мы лишаем этого права своего ребенка?
психоанализ