Психическое здоровье школьников

Психическое здоровье школьников
ФОТО: parenting.ru

Еще древние говорили, что "легче устранить причину, порождающую зло, чем бороться с ним". Почему же современный ученик является в ряде случаев причиной конфликта? Представления о характере своих детей, их образе мышления, восприятия, уровне сознания, специфике мировоззрения, характере и содержании проблем приблизительны в лучшем случае у родителей, а чаще предельно искажены. И в роли заблуждающихся выступают не только представители рабочего класса, но с почти той же частотой - работники преимущественно умственного труда. Одно из главных заблуждений состоит в том, что взрослые считают, что социальные и политические, идеологические и экономические, нравственно-психологические проблемы нашего общества, актуальные для старших, совершенно не касаются их детей. Безусловно, ребенок не может дать глубокий и всесторонний анализ тем явлениям общественной жизни, которые так или иначе воспринимает (не обязательно осмысленно), но это отнюдь не означает, что все проходит бесследно для его сознания.

Аналогичное мнение и об отсутствии значительного влияния конфликтов между отцом и матерью, между родителями и детьми и даже между детьми (если их несколько в семье) на процесс формирования и развития того или иного "несмышленыша". В действительности же, реальная ситуация выглядит совершенно иначе. Даже если ребенок 5-8 лет и не участвует в том или ином событии (или конфликте) непосредственно, то так или иначе он оставляет в своем уме или душе воспоминание как приятное, так и неприятное. Со временем происходит "переход количества в качество" и те мимолетные реакции на отдельные события складываются (не всегда в арифметическом порядке) и преобразуются либо в элемент будущего мировоззрения, нередко по принципу подражания тем, кто у них вызывает симпатию, либо в черту характера.

В первом случае ребенок уже сознательно относится ко многим событиям аналогичного характера т.е. понимает как в некоторых случаях надо и как не надо себя вести в общении с окружающими, нередко и с родными в том числе. Во втором случае ребенок реагирует на ситуацию подсознательно, никак не объясняя мотивов своего поведения. Большинство семей можно разделить на две основные группы, в зависимости от типа отношений родителей к детям. Первая - воспитание в стиле "золушки", когда ребенка наказывают за малейшую провинность, подвергая еще и частымоскорблениям и унижениям, сомнению ценность его личности, его дела, главные добродетели, которые еще имеются в нем. Таким образом, формируется комплекс неполноценности. Дети из таких семей часто очень робки, застенчивы, тревожно-мнительны и неуверенны в себе. У них заниженный уровень притязаний.

Многие из них попадают под влияние отрицательных лидеров-ровесников, невольно становясь участниками их проделок, нередко даже различного рода мелких правонарушений, подражая лидерам в остальных моментах попытками самоутвердиться в глазах окружающих и своих собственных (пытаясь таким образом компенсировать дефицит свободы и самостоятельности, значимости и уважения в родительской семье), используя не самые удачные ситуации, средства и способы.

Если сюда добавить невротическое состояние от жестокого обращения родителей (даже если при рождении ребенок имел абсолютно здоровую нервную систему), то будет понятно, что при столь высокой учебной нагрузке в школе и дома, что имеется в настоящее время, такой ребенок будет быстрее уставать, чаще впадать в отчаяние от своих неудач, допускать более серьезные ошибки из-за рассеянности, теряться при малейшем нажиме учителя у доски, напрочь забывая даже то, что выучил почти наизусть. Нередко отсюда или уход в себя или демонстративность поведения с вызывающей окраской.

Второй тип семей отличается воспитанием детей в стиле "принцессы", когда ребенка постоянно и необоснованно (или в большей степени необоснованно) балуют, прощают ему любые шалости и проступки, формируя капризного и привередливого эгоиста, главным девизом которого служит только личная выгода и преимущественно материального характера. Такие дети ни в чем не знают отказа и запрета, понятие о дисциплине и порядке у них более чем расплывчатое. Естественно, что и на уроках в школе они остаются верными своим привычкам, создавая массу проблем для любого учителя.

Если с причинами психологической патологии как-то более или менее ясно, то психическая патология имеет самые различные истоки. Это может быть врожденная патология, возникающая в результате отрицательного воздействия какого-либо внешнего фактора на плод, например, инфекционное заболевание у матери во время беременности, прием алкоголя или некоторых лекарственных препаратов, обладающих в той или иной степени тератогенными свойствами (вызывающими патологию плода). Имеются и определенные психические заболевания (шизофрения, эпилепсия, олигофрения, психопатия и др.), которые передаются генетически и не зависят от внешних факторов, хотя неблагоприятные факторы могут способствовать более раннему началу той или иной болезни и ее более тяжелому течению. Достаточно серьезные изменения могут возникнуть и в процессе родов - после асфиксии (кислородного голодания головного мозга) от обвития пуповины, узкого таза матери, от различных приспособлений для ускорения родового процесса, позднего оживления новорожденного, ранней отслойки плаценты, затяжных родов и еще многого другого. И после родов опасности не исчезают: травмы головного мозга, тяжелые инфекции до 3 лет, массивные ожоги тела, применение наркоза (в ряде случаев) до 5 лет.

Наследственная или приобретенная патология головного мозга во многих случаях является основной причиной появления у детей конфликтности, драчливости, жестокости и других отклонений в поведении. Только психиатр или психоневролог могут выяснить какой характер имеют особенности поведения того или иного ребенка - психологический или психический (путь коррекции каждого из этих двух типов патологии совершенно различный) и дать рекомендации по их устранению или уменьшению.

Нередко родители таких детей или вообще не ходят вшколу и не интересуются успехами своих детей или же видят в лице учителя только робота, которого государство обязало учить их "свехталантливое" детище, несмотря на все многочисленные особенности и странности этого "чада". Если же учитель пытается донести до сознания родителя, что линия семейного воспитания не совсем удачна или же здоровье ребенка, и в первую очередь умственное или психическое, требуют пристального внимания, то кроме раздражения и возмущения, жалоб и конфликтов со стороны родителей, больше никакой реакции в подавляющем большинстве случаев не следует. А больше всего сил (особенно моральных) уходит у учителя на тех, у кого по тем или иным причинам изменена психика (по последним данным только половина первоклассников имеет здоровую нервную систему). В результате те, к то способен хорошо учиться и хотят этого, получают настолько мало внимания со стороны учителя, что порой сами попадают в число отстающих учеников.

Хотелось бы максимально серьезного отношения всех сторон проблемного треугольника к здоровью каждой из сторон и чтобы в решении любых вопросов все были союзниками, но никак не противниками. А родителям школьников следует помнить о том, что они делают общее дело со школой, взаимно дополняя друг друга, а не исключая вклад каждого. И не стоит перекладывать родительские обязанности на плечи учителей. Они могут только что-то подсказать родителям, а уже те должны прини­мать адекватные меры. Чем раньше родители узнают об особенностях нервной системы их ребенка, тем больше шансов у них будет максимально быстро и полно исправить выявленные нарушения, пока "не стало поздно". Кроме этого, специалист всегда сможет подсказать наиболее оптимальную методику воспитания, своего рода "золотую середину" между "золушкой" и "принцессой".

Вся система народного образования для решения не только конфликтных вопросов, но и для их профилактики может приглашать в плановом порядке в школы психиатров и психологов для проведения обследований не только с целью выявления детей с умственной отсталостью, которых следует перевести в спецшколы, но и для чтения лекций для учителей и родителей, для помощи в разработке более гибких и дифференцированных методов и структур обучения и воспитания детей как с теме или иными нервно-психическими нарушениями и интеллектуально-психологическими особенностями их личности, так и для выявления одаренных детей с определением самых перспективных направлений их гармоничного развития.

Проведение ежегодных профилактических психологических обследований абсолютно всех учеников с регистрацией в специальной индивидуальной интеллектуально-психологической карте учащегося всех полученных результатов позволят ближе по дойти к пониманию того, почему тот или иной ребенок так или иначе себя ведет в общении с ровесниками и учителями, чем вызвано изменение его успеваемости, насколько успешно идет для него обучение и воспитательный процесс, какое влияние оказывает семья.

Такого рода обследования, выполненные профессионалами, помогли бы избавиться от "ярлыков" для учеников, от субъективной оценки их учебных успехов и личности в целом. Не секрет, что большинство учеников сохраняют определенный уровень успеваемости с начальных классов и до окончания школы, попадая в жесткие тиски учительской "классификации": "двоечник", "троечник", "хорошист", "отличник". Практически не бывает, чтобы ученик поднялся на принципиально более высокую ступень в этой градации, т.к. вначале его просто не выпускают из привычного для учителя диапазона оценок, а потом и сам ученик настолько привыкает к своему положению, что почти не в силах преодолеть имеющийся не столько интеллектуальный, сколько психологический барьер, созданный и учителями и родителями.

Родителям и учителям также неплохо знать информацию о том, куда они могут обратиться за квалифицированной помощью диагностического и лечебного характера, не рискуя при этом попасть в неприятную для себя ситуацию ни в настоящем, ни в будущем. Получить консультацию и лечение можно в амбулаторных и стационарных отделениях при научно-исследовательских институтах психиатрии, консультативных отделениях при некоторых психиатрических больницах с оформлением официальной документации и в различных медицинских и психологических центрах и кооперативах абсолютно анонимно.

А.Алтунин, доктор медицинских наук http://health.sarbc.ru/

детей ребенок учителя родителей нередко ребенка характера иначе учеников порядке иной патология сознания

детей ребенок → Результатов: 126 / детей ребенок - фото