Если во время игры у двух- или трехлетних малышей возникает проблема, родители часто говорят им, чтобы они разбирались сами, или советуют дать сдачи. К сожалению, ни в том ни в другом случае малыши не в состоянии правильно растолковать смысл сказанного и не понимают, как нужно себя вести. Задача родителей заключается в том, чтобы ребенок научился достойно выходить из сложных ситуаций.
Обычно на первом году жизни большую часть времени дети играют в одиночестве и не обращают внимания на других малышей. К 14-15 месяцам интерес к окружающим возрастает, и детишки пытаютс научиться играть вместе. К двум годам они начинают взаимодействовать, но чаще каждый из них сосредотачивается на своей игре.
Способность поделиться чем-то с другими приобретается очень медленно, и поэтому между детьми часто возникают ссоры из-зи игрушек. Малыши ревностно относятся к своему "имуществу" и очень болезненно с ним расстаются. Часто можно наблюдать, как один ребенок охотно играет в машинки другого, но, стоит тому прикоснуться к его игркшкам, вырывает их, плачет и бежит жаловаться родителям. Когда дети видят, что взрослые стремятся разрешить проблему мирным путем, они становятся более великодушными и не замыкаются в своем раздражении. Кстати, родители, которые хотят уладить конфликт, должны помнить, что дети не обязаны делиться всеми своими игрушками. У них, как и у взрослых, есть любимые вещи, расстаться с которыми бывает очень сложно.
Нескольно советов родителям миролюбивых детей
- Не расстраивайтесь, если ваш малыш отдает все игрушки, когда его просят, и не отвечает обидчику. Скорее всего, это происходит потому, что он растет в доброжелательной атмосфере и нападки сверстников его удивляют, а не озлобляют. Однако постарайтесь сделать так, чтобы вашего ребенка не обижали более агрессивные дети.
- Помните, что дети не умеют разбираться сами. Чтобы ребенок чувствовал эмоциональную безопасность, наблюдайте за его игрой.
- Постарайтесь объединить несколько доброжелательно настроенных детишек дл интересной игры. Скорее всего, забияки и драчуны попытаются присоединиться к играющим, чтобы не остаться в изоляции.
- Если вы заметили, что ребенок играет с одной формочкой, потому что остальные у него забрали, не спешите делать вывод, что "у него всю жизнь будут все отбирать". Зачастую дети оказываются мудрее, чем нам кажется, и их поведение может быть продуманной стратегией.
- Научите ребенка показывать, что какие-то действия других детей бывают ему неприятны. Если агрессия "постороннего" малыша по отношени. к вашему постоянна, скажите: "У нас дома никто не толкается. Это некрасиво. С тем, кто толкается и дерется, никто не играет".
- Чаще предоставляйте застенчивому малышу выбор. Если есть возможность, гуляйте в парке, наблюдайте за природой. Это поможет ребенку раскрепоститься.
- Следите за тем, чтобы малыш аккукатно обращался со всеми своими игрушками. Почаще повторяйте в его присутствии "волшебные слова": спасибо, пожалуйста.
- Помните, что маленькие дети могут долго сидеть неподвижно, изредка что-то лепеча или передава друг другу. Не спешите вмешиваться и организовывать игру - детишки изучают друг друга, перед тем как войти в контакт.
- Не позволяйте малышам вредить друг другу словом или действием. Ваша задача - научить детей гибкости. Внимательно наблюдайте за играющими детьми и при необходимости уводите игру в безопасное русло.
- Если случилось так, что вы испробовали все средства борьбы с агрессором (предупредили, сказали, отвлекли), а он все равно не сдается, вы можете прибегнуть к крайней мере - предложите малышу ущипнуть обидчика за попку. Никакого вреда это ему не принесет, но может отрезвить и дать понять, что ваш ребенок может постоять за себя. Однако вы должны объяснить малышу, что это можно делать лишь в том случае, если остальные срества не помогли.
Мария Аралова, детский психолог
Источник: Berni.lv