Главный аргумент в пользу негативного воздействия ТВ на жизнедеятельность человека заключается в том, что познавательный эффект от телевизионных просмотров весьма низок, а эмоциональная сфера субъекта испытывает серьезные нагрузки. Обратимся к книге Райнера Пацлафа: «По прошествии трех недель обнаружилось, что знания, полученные через телевидение и радио, были забыты…, а вот вызванные масс-медиа эмоциональные переживания остались в первозданном виде».
Можно предположить, каков будет эффект от просмотра фильма ужасов (или даже отдельных сцен, показанных в анонсе и случайно подсмотренных малышом) у ребенка дошкольного возраста (и не только у ребенка). Эмоциональные образы могут всплывать еще долго после этого события с поразительной яркостью и живостью, а родители подчас недоумевают – откуда взялся этот непонятный страх?
Контрастные, эмоциональные рекламы детских товаров и игрушек порождают непреодолимое желание у малышей купить, приобрести эти объекты – они словно становятся частью образа жизни карапузов – с какой легкостью дети выдают рекламные слоганы и песенки (чего не заметишь при заучивании стихотворений, например).
Для ребенка телевизор опасен еще и тем, что экранные образы начинают доминировать над работой собственного творческого воображения. Проиллюстрирую данный посыл сценкой из собственной практики. В группе детей провожу упражнение «Походка» – необходимо пройти по кругу индивидуальной походкой, т.е. так, чтобы не было похоже на движения остальных. Мальчик 4-5 лет прошел, выставив указательный палец и мизинец, резко поднимая-опуская их по ходу движения. «А что ты изображал руками?», – интересуюсь я,- «может быть, подбрасывал мячик?» «Нет, это так ходит Человек-Паук, он выбрасывает паутину…» и далее последовало подробное изложение того, кто это такой, с кем он воюет и что делает, с перечислением специфических имен и приспособлений. Образ Человека-Паука преследовал нашу группу еще несколько встреч…
Кроме всего прочего, притягательность телевидения заключается в ярких, динамичных образах. Но как раз они мешают усвоению логической, смысловой информации, причинно-следственных связей. Этот посыл вдвое верен для детей – ведь, просматривая передачу или мультфильм, далеко не всегда дошкольники, а часто и школьники отдают себе отчет, о чем тот или иной сюжет.
Мама 3-летнего сынишки искренне бушевала, когда после месячного ежедневного просмотра мультфильма «Мадагаскар» он не смог воспроизвести имен любимых героев (!!!). Это послужило необходимым сигналом для того, чтобы взрослый задумался над необходимостью обсуждения увиденного с малышом. А ведь гораздо важнее мудреных имен понять, о чем эта история, каковы взаимоотношения героев.
И, конечно, необходимо, чтобы предлагаемое содержание было по силам вашему малышу. На мой взгляд, современные зарубежные и отечественные мультфильмы (типа «Ледниковый период», «Мадагаскар», «Алеша Попович и Тугарин-Змей» и др.) скорее рассчитаны на взрослую аудиторию, чем на детскую. Своеобразный (прямолинейный) юмор, сленг и взаимоотношения, взятые прямо из жизни (чернушной ее стороны) – не лучший пример для подражания и повод для совместного анализирования с малышом…
В моей семье мы долго искали те мультфильмы, с которых стоит начинать знакомство нашей дочери с этим жанром (мы используем для этого компьютер). В 2 года она игнорировала любые экранные рисованные изображения. И мы пришли к общему решению – начать показ с советских кукольных мультфильмов. Это были «Ушастик», «Козленок, который считал до десяти», «Как ослик счастье искал», «Кто сказал Мяу?», «Домовенок Кузя», «Лошарик». «Ушастик» прошел на ура – ведь в нем предлагаются простые, знакомые малышам истории (как познакомиться, как играть вместе), озвученные короткими, доходчивыми предложениями-рассуждениями. И все звери удивительно трогательные и притягательные.
А вот «Том и Джерри» так и остается лежать на полке (думаю, до младшего школьного возраста). Конечно, малыш может увидеть серию на тв-экране, будучи в гостях, в местах массового отдыха.
Но обратите внимание, как реагирует ребенок на подобные сюжеты. Моя дочь начинает переживать, кукситься, спрашивать, что происходит, почему кота ударили и как же он теперь будет…
Постепенно привыкая к подобным мультипликационным оборотам, утешаясь уговорами взрослых («Да все хорошо. Смотри: он встал и побежал дальше!»), ребенок формирует совершенно неадекватное представление о ценности жизни как таковой, о степени агрессии, у него притупляется восприимчивость к сценам насилия.
А в школьном возрасте (хотя, как было видно из вышеприведенных примеров, у многих и гораздо раньше) подросшим ребятишкам предлагают уже полнометражные ленты с реалистическими сюжетами террора или сериалы с бесконечно повторяющимся сюжетом – одиночка или горстка героев противостоят бесчисленной армии тьмы. И единственное средство борьбы со злом – физическое уничтожение.
Как правило, дети подражают образу жизни родителей. И если последние сами являются заложниками телеэкрана, телевизор присутствует в их жизни в «фоновом» режиме, то начинать необходимо прежде всего со взрослых!
Необходимо организовывать сюжетно-ролевые (совместные и самостоятельные) игры, читать книги и беседовать о прочитанном, совершать экскурсии в музеи и на выставки, поддерживать познавательную активность ребенка, предлагая различные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, вышивка, плетение, музицирование, театрализация), спорта. Все это в совокупности позволит грамотно простроить досуг ребенка, развить в нем творческий потенциал и снизить негативное влияние современного телевидения.
Автор: Галина Данилкина, детский психолог
Источник: www.babyboo.ru