Общеизвестна, к примеру, история о детях воспитывавшихся до трех лет в волчьей стае и впоследствии попавших к людям. Несмотря на максимум приложенных усилий эти дети так и не смогли адаптироваться к жизни в обществе: они не научились говорить и плохо ходили на двух ногах.
И для контраста история Моцарта, отец которого клал новорожденного на орган и сам играл различные мелодии, таким образом погружая ребенка в музыку целиком. Результат не замедлил сказаться, и уже в три года мальчик сам сочинял и исполнял прекрасные произведения.
Конечно, наследственный фактор тоже не стоит умалять, но в данной статье мы будем говорить только о том как помочь развиться всем потенциям конкретного ребенка.
Для начала следует учесть следующие факторы: во-первых, возраст родителей; и во-вторых, последовательность появления ребенка в семье. Эти факторы будут оказывать опосредованное воздействие на характер ребенка не зависимо от наших действий, т.е. при прочих равных условиях чем старше родители – тем выше IQ у детей, и если ребенок первенец, то он как правило более интеллектуально развит. Не бывает правил без исключений, но общие тенденции таковы.
Существует множество приемов развития детей, но все они строятся на стимуляции органов чувств ребенка. В первые месяцы жизни, ребенка необходимо просто познакомить с возможностями его организма, дать почувствовать как можно больше «раздражителей», не ожидая пока ответных реакций.
Отсюда следующие методики:
1. Стимуляция слуха: прослушивание мелодий, колыбельные в «живом» исполнении, и, конечно, человеческая речь.
2. Стимуляция зрения: колебания в освещении, человеческие лица, обязательно контакт глаза – в – глаза, яркие подвески в кровати (мобили, крупные геометрические фигуры)
3. Стимуляция осязания: массаж, грудное вскармливание, водные процедуры, физический контакт с мамой и другими членами семьи, укачивание на руках, выкладывание на животик.
4. Стимуляция обоняния: грудное вскармливание, прогулки на природе.
5. Стимуляция вкусовых рецепторов: грудное вскармливание
Примерно с двух-трех месяцев начинается целенаправленная тренировка, т.е. теперь от ребенка уже можно ожидать некоторых ответных реакций. Поэтому:
1. Начинайте удивлять малыша различными новыми звуками: шелкайте языком, рычите, гавкайте и т.д., в качестве звукового фона старайтесь подбирать музыку различных направлений, рекомендуется прослушивание телепрограмм на иностранных языках, но здесь главное не переусердствовать – звуки не должны быть громкими и не забывайте давать ребенку отдыхать. Получасовых занятий вполне достаточно. Ну и, конечно, не оставляйте его в это время одного, поиграйте с ним, побудьте рядом, сделайте массаж.
2. Носите ребенка на руках в вертикальном положении – покажите ему дом, улицу. Рассказывайте что он видит. В коляске необходимы яркие подвески, к которым можно привязать веревочку задевая которую ребенок будет дергать игрушку и издавать звук.
Впоследствии он научится делать это произвольно. В качестве игрушек используйте разные предметы: яркие и легкие стаканы из под йогурта разного размера, ткани различной фактуры, маленькие мягкие игрушки и погремушки на руку (лучше мягкие), желательно с «глазками». Как показывает практика в этом возрасте дети предпочитают оранжевые и салатный цвета. Водите погремушкой перед глазами ребенка добиваясь, чтобы он следил за игрушкой.
3. Не пеленайте – пусть ребенок двигается, делайте массаж, занимайтесь плаванием в большой ванне, даже если вы не будете делать специальных упражнений в воде, а просто повозите ребенка на спинке, поддерживая под головку – положительный эффект не замедлит сказаться. Пусть ребенок постоит в воде, походит. Лучше упражнений не бывает!
4. Пойте ребенку гласные звуки, а потом слоги в различных сочетаниях, на любой мотив. Повторяйте за ребенком звуки, которые он издает.
И старайтесь не прерывать грудного вскармливания – оно, основной компонент, гармонизирующий развитие малыша.
4-5 месяц жизни особенный, в это время ребенок превращается из «куклы» в человека. Он уже хорошо держит головку, может поворачиваться на бочок, движения рук становяться более координированными, он узнает знакомых, пробует сесть. Помогите ему:
1. Как можно больше разговаривайте с ним, глядя ему в глаза, называйте по имени, показывайте и называйте разные предметы, людей. Не жалейте времени, именно сейчас у ребенка повышенная способность к восприятию языка. Результата сразу не будет, но через год, ваш ребенок поразит вас! Не забывайте о музыке, и не зацикливайтесь на одном стиле – подойдет и джаз, и классика, и народные песни, и опера. Подберите игрушки с разными звуками: неваляшки, погремушки, музыкальные шкатулки.
2. В это время ребенок все тянет в рот, поэтому обеспечьте его подходящими игрушками. Подойдут изделия из материалов различной фактуры: гладкие деревянные болванки, палочка с корой, изделия из различных тканей (к примеру, развивающие подушечки), пластмассовые стаканы, пенопласт.
3. Пора читать книжки. Картонные книжки с крупными картинками и ритмичным текстом оптимальный вариант. Показывайте ребенку картинку и читайте текст. Хорошо при этом показывать пальцем на картинке про что именно вы читаете.
На улице не тратьте время попусту! Дети, лежащие на спине в коляске закрытой сверху капюшоном – не развиваются, им не интересно! Откройте капюшон и положите ребенка на большую и достаточно плотную подушку так, чтобы он мог видеть улицу и все происходящее. Не слушайте никого – кратковременное присаживание не испортило осанки ни одного ребенка! Пусть ваш ребенок лежит дома, а на улице во время бодрствования, пусть полусидит.
Ну и, конечно, продолжайте делать массаж и гимнастику.
Если вы заметите, что ребенок потерял интерес к занятию, не усердствуйте. Ребенок просто устал, он наполнился впечатлениями и ему надо отдохнуть – он еще слишком мал.
Главное, чтобы эти занятия доставляли вам взаимное удовольствие, тогда эффект обеспечен!
Психолог О.Б. Абрамова
(продолжение следует)