Дошкольный возраст – возраст игры,
школьный - время систематического обучения.
В отличие от дошкольника жизнь школьника организованна с большей точностью и определенностью. Ребенок школьного возраста уже находится в определенных общественных отношениях. И самое главное заключается в том, что у него появляется новая социальная роль – теперь он не только сын или дочь - он ученик. Это влечет за собой новые типы отношений и новые социальные роли. С первых дней в школе от детей ожидают усвоения сложных социальных правил, регламентирующих отношения в классе. Ребенок должен выстраивать отношения не только внутри семьи, но и с учителями, и с одноклассникам. Отношения с одноклассниками заключаются в нахождении верного баланса между сотрудничеством и соперничеством. Подобным же образом отношения с учителем состоят из компромисса между независимостью и послушанием. Обычно на одном из этих «фронтов», а то и на всех трех сразу, у ребенка возникают сложности.
Развитие ребенка происходит постепенно в общении с окружающими людьми и в процессе таких видов деятельности как игра, учение, труд и общение. Расширение эмоционального опыта ребенка, его глубина и многообразие в значительной степени и определяют направленность развивающейся личности. Эмоциональная жизнь младшего школьника формируется во взаимоотношениях с родителями, учителем, а также в процессе учения и классе – отношения с одноклассниками и положением в коллективе. Младших школьников отличает весьма высокая эмоциональная впечатлительность, отзывчивость, открытость и незащищенность.
Личность учителя занимает огромное место в сознании ребенка. Его оценки, отношение к ребенку, высказывания, пожелания и требования, в значительной степени и определяют самочувствие ребенка, его настроение, особенности формирующейся самооценки. У младших школьников сложный комплекс переживаний – радость от похвалы и огорчение при неуспехе, волнение и неуверенность в себе, если что-то не удается и т.д. Исследования показали, что уже у младших школьников складывается определенное отношение к учителю, которое может переживаться им по-разному - положительное, отрицательное и конфликтное. При положительном отношении ребенок принимает личность учителя, проявляет доброжелательность, открытость в общении с ним, что создает благоприятный эмоциональный фон учения и вызывает желание заниматься. В результате формируется познавательный мотив, в то время как отрицательное отношение препятствует этому – ребенок не принимает личность учителя и как факт ведет себя грубо, агрессивно или замкнуто.
В младших классах отрицательное отношение к учителю встречается достаточно редко, в то время как конфликтное достаточно часто. В данном случае речь идет о стойком неприятии личности учителя, которое приводит к тому, что формирование познавательной мотивации может задерживаться, так как потребность в доверительном общении с учителем будет сочетаться у него с недоверием к нему самому, и, следовательно, к той деятельности, которой он занимается. В некоторых случаях это может сочетаться со страхом перед учителем. Такие дети часто замкнуты, ранимы или наоборот равнодушны, невосприимчивы к указаниям учителя, безынициативны или надменны. В общении с учителем они проявляют вынужденную покорность, порой стремление приспособиться, подчас смирение. Обычно дети не осознают причин собственных переживаний и огорчений, к сожалению, не всегда понимают ее и взрослые.
В процессе школьного обучения дети, возможно, впервые в жизни отделяются от своих родителей. Они должны приступить к установлению доверительных отношений с незнакомым взрослым. Например, случай из практики: мальчик по имени Стас. Возраст 8 лет уравновешенный, трудолюбивый, нацеленный на учебу, особенно тогда, когда материал дается ему с трудом. Этот ребенок «попал в оборот» к двум отъявленным хулиганам класса, которые сваливали все свои проделки на мальчика, а учитель не желавший разбираться в произошедшем, так и оставлял вину за содеянное на Стасе, причем, когда ребенок защищался и объяснял, как все было, его обвиняли в ябедничестве и желании оправдаться. Со временем переживания мальчика стали настолько сильными, что он не мог заходить в класс, не перекрестившись. Обращаясь к психологу, мама Стаса не верила в то, что ее сын самый главный хулиган и драчун во всей школе, каким его выставляют. После того как ребенок получил «двойку» в четверти за поведение (при полном нежелании учителя идти на контакт с мамой мальчика), психолог и мама убедились в необходимости перевода в ребенка в другую школу, не дожидаясь конца учебного года. Ребенку понравилось в новом классе, особенно Стаса удивило то, что за все время мальчика никто не обзывал и не бил. Со временем он включился в общественную жизнь и охотно стал участвовать в мероприятиях класса.
Другой пример - история девочки Кати 9-ти лет, родителям которой посоветовали перейти в параллельный класс к якобы более сильному учителю. Прежде уверенная в себе девочка, привыкшая к уважительному отношению со стороны учителя и сплоченному дружному классу, более полугода не могла адаптироваться к противоположной ситуации в новом классе, в котором ее учительница изначально представила детям как перебежчицу. Девочка по-прежнему старательно занималась, однако стала получать всего лишь удовлетворительные оценки, из-за того, что впадала в ступор, когда ее вызывали или просили объяснить решение задачи, она не могла говорить и просто стояла и смотрела на учителя. Запрос, с которым мама обратилась к психологу, содержал желание проверить интеллектуальный уровень и вменяемость ребенка. Работа с психологом позволила сделать вывод, что сложившаяся ситуация привела девочку к эмоциональному шоку.
Если сравнить эти две ситуации перевода ребенка в другой класс, то в одном случае, доверие ребенку и помощь психолога помогли принять решение о переходе в другую школу, что явилось спасительным выходом из кризисной ситуации. В другом случае дабы еще больше не травмировать ребенка новым переводом в конце начальной школы родители уговаривали девочку немного потерпеть до конца третьего класса, но, по мнению психолога, «просто потерпеть» не достаточная установка для 9-ти летнего ребенка. Работа с семьей заключалась в необходимости переключения мотивации на познавательную, то есть не зацикливаться на личности учителя, а думать о ценности приобретаемых знаний. Правда, не всегда ситуация складывается так, что ребенок выступает в роли жертвы. Не совсем чисто школьный пример. Мальчик с удовольствием ходил на индивидуальные занятия к психологу, но в то же время отказывался посещать коллективные занятия, мотивируя это тем, что другие дети в группе издеваются над ним, а психолог не пытается исправить ситуацию. Истинной причиной такого поведения и лжи были коммуникативные сложности, которых он стремился избежать.
Давать практические советы без учета конкретной ситуации – дело неблагодарное. Но все-таки есть несколько «отправных точек», которые помогут разобраться в тех сложностях, которые неизбежно возникают, когда Ваш ребенок постепенно входит во взрослую жизнь. Прежде всего, стоит иметь в виду, что ребенок – это человек. Не стоит думать, что он маленький и все забудет. Нужно учиться разговаривать с ним, как с взрослым, то есть со всей ответственностью. Вначале, чтобы не случилось, нужно максимально дистанцироваться от эмоций и разобраться в ситуации. А для этого нужно выслушать все стороны, не бросаясь в крайности «мой ребенок ангел» или «мой ребенок отпетый хулиган». По идее, уважение, доверие и готовность выслушать – это основа для решения проблем разной сложности.
Иногда бывает сложно отличить серьезную проблему от каприза. Или детскую ложь от правды. Стоит учитывать, что бывают совершенно нормальные проблемы, например, адаптационные. Но также бывают и те проблемы, которые несут в себе голый негатив. Вот несколько факторов, которые указывают на то, что та проблема, с которой столкнулся ребенок, слишком тяжела для него: резкая смена типа поведения, например, активный и любознательный становится замкнутым, появление неадекватной реакции на слова или действия, например, стал пугаться резких звуков или при резких движениях втягивает голову в плечи, словно ожидая удара, беспокойство, тревожность. В конечном итоге все вышеперечисленное благодатная почва для неуверенности в себе. А именно этот фактор превращает ребенка в жертву, которую будут затравливать дети и негативно воспринимать учителя. Также не стоит перекладывать взрослые установки, например, «потерпи полгодика в старой школе», на детей. Иногда этого срока может хватить для того, чтобы у ребенка начался невроз или сформировалось стойкое отвращение к учебе.
Младшие школьники из-за недостаточного жизненного опыта склонны преувеличивать и глубоко переживать кажущуюся им строгость со стороны учителя или негативное отношение сверстников. В нашей школе постсоветского образца, как правило, сложившаяся ситуация нередко недооценивается учителем на самом начальном этапе обучения. В то время как этот момент является чрезвычайно важным, в связи с тем, что в последующих классах отрицательные эмоции могут закрепиться и перенестись на учебную деятельность в целом, на взаимоотношения с учителями и одноклассниками, что может привести к серьезным нарушениям в психическом и личностном развитии школьника.
детский психолог-консультант Евгения Короткова