"Оставь ребенка в покое! – взвизгнула жена. – Не дам пороть!" Но тут ребенок грохнул об пол любимую чашку супруги. "А-а-а-а! – закричала мама. – Дай ремень мне!" Вмешалась бабушка: "Лаской с ним надо, лаской... У-тю-тю, внучек мой сладенький, хочешь конфетку?". Сладенький конфетку взял, но вопить не прекратил. Слопав, воя, конфетку, он попросил попить. Но утолять жажду почему-то не стал, а воду вылил бабушке на голову. "Да что же это такое?! – возмутилась теперь уже и бабушка. – Не ребенок, а изверг какой-то. Надо его врачу показать".
И вот, подхватив дитя под мышку, мы всем семейством отправились к доктору. В поликлинике мучитель на время утихомирился: занялся созерцанием бабочки, нарисованной на стене. Оставив его с бабушкой, мы с супругой ввалились в кабинет. "На что жалуемся?" – ласково спросила женщина-врач, поправляя белую шапочку. "Доктор, помогите, – хором заныли мы. – Сил больше никаких нет. Что ни день – закатывает истерики, причем безо всякой причины. Все ломает, портит, пачкает, спать по ночам не дает. Может у ребенка с нервной системой не все в порядке? Лечить нужно?" "Возраст?" – деловито осведомилась врач. – "Два года и семь месяцев". "Успокойтесь, родители, – доктор потерла ухоженные руки. – Истерики в этом возрасте – это нормально. Вот если б он был спокоен, не пищал, не кричал, ничего не требовал, тогда следовало бы проявить беспокойство. У вашего малыша сейчас происходит становление личности". Этот период в детской психологии именуется кризисным периодом 3-х лет. В это время изменяется психический мир человека, приобретаются новые психические черты. Поэтому и конфликты неизбежны, как внутренние, так и внешние. Дитя осознает свои новые возможности и заявляет о своей личности, причем иногда таким образом, что взрослые в ужас приходят: это отрицание всего, упрямство, капризы и истерики. Приступы истерик, как считают детские психологи, – наиболее частая форма проявления детского негативизма. Ребенок заявляет о своих желаниях и взглядах, противопоставляя себя окружающим. Именно поэтому его поведение на наш взгляд непредсказуемо и неуправляемо. Истерические приступы начинаются обычно в возрасте между полутора и тремя годами (иногда и раньше).
Причины детских истерик самые разные: малыш устал, перевозбудился, плохо себя чувствует, испугался соседской собаки... Он может "впасть в ярость", если у него что-то не получается, например, собрать домик из кубиков или открутить крышечку от бутылки с напитком и т.п. Тогда дите бросается на пол, вопит так, что уши закладывает, визжит и брыкается. Часто истерика – средство шантажа, давления на родителей. Не купили игрушку – слезы и вопли, не дали конфету – получите истерику. Все попытки его образумить результата, как правило, не дают.
"Теперь нам все понятно, – вздохнули мы, – но как с этим бороться? Наказывать, что ли? Может, ремешком, да по попке?" "Ремень, – нахмурилась тетя-доктор, – это непедагогично! Поймите, что вы не можете сдерживать такую истерику, а можете только уважать проявление чувств малыша. Но идти на поводу у ребенка тоже ни в коем случае нельзя. Когда он начинает капризничать, если это возможно, просто выйдите из комнаты. А уж когда он успокоится, попробуйте с ним спокойно поговорить. Если ребенок, как в вашем случае, начинает кидаться опасными предметами, то постарайтесь сделать следующее: не пытайтесь выхватывать у него из рук этот предмет, иначе малыш тут же бросится на пол, начнет лягаться, и успокоить его будет очень и очень трудно. Вместо этого отвлеките его каким-нибудь другим (менее опасным) предметом. Предложите ему поиграть, например, тряпочным мячиком или мягкой игрушкой.
Кстати, очень полезно вовремя обратить внимание на сигналы, предвещающие истерику. Обычно за несколько минут до такой вспышки ребенок либо начинает хныкать, либо сидит, мрачно насупившись, и просит о чем-нибудь, что ему не положено. Заслышав первые звуки надвигающейся "грозы", отвлеките ребенка и направьте его энергию в мирное русло. Между прочим, самое главное во время истерик – это вам самим сохранить спокойствие. Впрочем, спокойствие вам следует соблюдать в любом случае, ведь детям свойственно подражать родителям. Малышей ваши вспышки гнева очень смущают, кроме того, они учатся воспринимать такое поведение как стандарт внутрисемейных отношений. В общем, все в ваших руках. Но еще раз предупреждаю – не потакайте его капризам, а то он вам на шею сядет и ножки свесит. А сейчас приведите сюда вашего разбойника. Я на него посмотрю".
Сначала в кабинете доктора нашему оболтусу все понравилось. Он с интересом разглядывал помещение, трогал игрушки, с удовольствием залез на кушетку. Потом его внимание привлек фонендоскоп, болтающийся на шее у врачихи. "Дай эту штучку!" – сказало дитя и протянуло ручонку. Доктор решила нам продемонстрировать свои научные методы воспитания и постаралась переключить внимание нашего отпрыска на плюшевого зайчика. Сорванец зайчика взял, повертел его в руках и вдруг запустил тетеньке прямо в голову: "Дай это!". Фонендоскоп явно нравился ему больше игрушки. Ребенок закричал, затопал ножками. "Смотри, что у меня есть", – врач протянула какой-то блестящий шарик. "Не хочу шарик, – заревел пацан, – дай ЭТО!" Через десять минут, когда кабинет был наполовину разгромлен, а лицо врачихи напоминало цветом вареную свеклу, она не выдержала. Сорвав с шеи фонендоскоп, добрая тетя-доктор сунула его в руки нашего "вождя краснокожих" и визгливо закричала: "На, на, бери! Только не ори!". Покидая кабинет врача, мы поинтересовались, а есть ли дети у нее самой. "Пока нет", – ответила она. "Ясно", – вздохнули мы.
Источник: Утро.ру