Всё это называется звучным термином «адаптация», что в переводе с психологического на русский означает «процесс приспособления к изменившимся условиям внешней среды». Если у нас нет возможности избежать этих изменений – к примеру, семейная ситуация такова, что выход мамы на работу неизбежен, и точно так же неизбежен детсад для малыша, – то уж в любом случае в наших руках сделать переход ребёнка к новой жизни максимально мягким и нетравматичным.
Пункт первый: адекватно оцениваем психологические особенности ребенка.
Проще говоря, пока еще есть время, стараемся честно ответить на вопрос: а нужен ли вообще вашему малышу садик?Как это сделать правильно?
В первую очередь нужно учесть темперамент ребенка.Ну и конечно же, не следует забывать о том, что детки с особенностями нервной системы – и, как следствие, поведения, тоже могут в саду не прижиться.
Кроме того, не будем забывать и о возрасте поступления малыша в детский сад – от него тоже существенно зависят адаптационные возможности ребенка.
Когда же лучше передавать наследника в заботливые руки воспитателей? Детсад становится интересен и привлекателен для ребенка лишь тогда, когда он начинает понимать прелесть и ценность общения. Проще говоря, когда детишки начинают играть «вместе, а не рядом». У девочек такая психологическая зрелость наступает примерно в 3,5 года, у мальчиков – в 4-4,5 года. То есть эмоциональное удовольствие от дружбы и общения кроха начинает получать только лет с четырёх.
Но многие ли родители имеют возможность (да и и желание) сидеть с ребенком дома так долго? Как правило, малыша ведут в садик уже в 1,5-2 года, а иногда и раньше. Лишь немногим в такой ситуации удается адаптироваться легко, остальным надо основательно помогать.
Если у вас действительно нет возможности подождать с садом лет до 4-5, а вместо этого организовать для ребенка занятия в «развивалках», то передавайте его воспитательнице в два года. Это оптимальный вариант: кризис 1 года уже миновал, а кризис 3 лет ещё не наступил, к тому же наследник уже освоил основные жизненные навыки да и речь у него уже сформирована.
Резюме: как видим, есть дети, которым в саду будет очень даже здорово, а есть и те, для кого самое замечательное детское учреждение станет кошмаром – такова уж их природа. Взвесьте все «за» и «против» и решите, что будет меньшим из зол – дыра в семейном бюджете или психологическая травма у малыша, необходимость социализации ребенка или страх оторвать его от материнской юбки… В любом случае стоит все же записаться в сад – и пораньше, учитывая проблемы с местами в дошкольных заведениях во многих регионах. А когда подойдет время поступления, будет видно – идти туда или нет.
Пункт второй: выстраиваем домашний режим ребенка так, чтобы он был максимально приближен к детсадовскому.
В садах заведен особый распорядок, в соответствии с которым без проблем могут жить далеко не все дети. Люди ведь, как известно, делятся на тех, кто встает и ложится рано («жаворонков»), тех, кто делает это поздно («сов»), и аритмиков, которые могут приспособиться и к одному, и к другому типу режима. «Сов» на свете примерно 25-30%, аритмиков – около 10-15%, а «жаворонков» – большинство. И вот на них-то как раз и ориентируется социум, в том числе и детсадовский.Конечно, было бы здорово, если бы при составлении распорядка дня учитывались особенности психики и биоритмов каждого ребенка. Но разве это возможно – повсеместно?
Поэтому придется постепенно приучать чадо к ранним подъемам. Зато, когда малышу придет время идти в первый класс, перед вами уже не встанет проблема побудки: садовские детки обычно бодро встают, даже когда за окном темно – ведь привычка уже сформирована, да и слово «надо» усвоено хорошо.
Как это сделать правильно?
Укладывайте ребенка в постель сразу же после вечерней сказки, то есть не позже 9 вечера.Примерно за час до этого должны завершиться все шумные и подвижные игры, малыша нужно искупать, желательно также приглушить свет и звук бытовых приборов в доме.
Имейте в виду: позднее укладывание существенно усложняет процесс адаптации. Ведь ребенку предстоит осваивать новое помещение, привыкать к незнакомым людям, есть совсем не такую, как дома, еду – это нелегко, даже если ты бодр и свеж, а если еще и не выспался, так и вовсе туго.
Важно: в среднем дошкольнику необходимо спать ночью 10-11 часов (при условии, что и днем он проводит в постели не менее 2-2,5 часов).
Научить наследника рано вставать – еще полдела. Режим – это определенный порядок действий, повторяющийся изо дня в день. Чтобы обойтись без неприятных сюрпризов, нужно загодя приучить малыша к подобию детсадовского «бытия».
Что же ждет карапуза в садике? Приметно вот это:
7.30-8.30 – прием детей, утренняя зарядка8.30-9.00 – подготовка к завтраку и завтрак
9.00-9.30 – игры
9.30-10.00 – занятия
10.00-12.00 – подготовка к прогулке и прогулка
12.00-12.30 – возвращение с прогулки, подготовка к обеду
12.30-13.00 – обед
13.00-15.00 – подготовка ко сну и дневной сон
15.00-15.30 – подъем, проветривание помещения и водные процедуры
15.30-17.00 – игры, самостоятельная деятельность
17.00-17.30 – подготовка к ужину и ужин
17.30-19.00 – игры или прогулка, проводы детей домой
Если вам удастся выстроить домашний режим ребенка аналогичным образом (плюс-минус полчаса), малышу будет гораздо легче адаптироваться к садику – ведь порядок действий уже привычен и понятен. Предсказуемость событий в этом возрасте – одно из главных условий для того, чтобы карапуз чувствовал себя в безопасности.
Пункт третий: развиваем речь ребенка.
В детском саду ваше сокровище будет окружено множеством людей, больших и маленьких, и с ними необходимо общаться. Если ребенок уже довольно «взрослый», вопросов нет. С крохой все сложнее. Конечно, можно надеяться на специальные занятия по развитию речи и логопеда, который «поставит» малышу все неподдающиеся звуки… Однако мы помним о задаче-максимум – облегчить ребенку адаптацию в садике. Значит, нужно постараться «разговорить» чадо еще до того, как оно попадет в новый коллектив.Как это сделать правильно?
В предсадовские месяцы нужно активно стимулировать наследника к высказыванию своих желаний. Внимательно выслушивайте просьбу, но выполняйте ее лишь в том случае, если малыш действительно постарался произнести что-то, а не выбрал самый лёгкий путь – например, ткнул пальчиком в нужный ему предмет. Не бегите к чаду с тарелочкой при первом же намеке на «ам-ам» – пусть выскажется четче.Разговаривайте с ребенком много и на равных, без сюсюканья. Не превращайте свою речь в монолог – давайте и наследнику возможность рассказать о своих чувствах и впечатлениях.
Важно: существуют определенные нормы речевого развития. Если вы подозреваете, что «что-то идет не так», обратитесь за консультацией к педиатру или невропатологу. Утешать себя тем, что «в нашей семье все заговорили поздно» неразумно – чем раньше с ребенком начали заниматься, тем легче корректируется задержка речевого развития.
Источник: www.mamochka.kz
Фото shutterstock.com